Уже десять лет она пишет свой второй первый фанфик (с) оэголик
Вот тут попиздели за ОЭ как за литературку, а анон хочет попиздеть за ОЭ как за психо-социальненький феноменчик.
Действительно, как литературка ОЭ - слабоватенько, а вот если бы анон был психологом, социологом или антропологом, он бы в эпопеечку вцепился всеми лапками и не отпускал, пока не высосет кадидатскую как минимум. Это ж надо было умудриться вытащить на свет божий все, ВСЕ социальные и психические мозоли советского и пост-советского общества! Причем совершенно наивно вытащить, на голубом глазу, искренне веря в эти мифологемы!
Действительно, как литературка ОЭ - слабоватенько, а вот если бы анон был психологом, социологом или антропологом, он бы в эпопеечку вцепился всеми лапками и не отпускал, пока не высосет кадидатскую как минимум. Это ж надо было умудриться вытащить на свет божий все, ВСЕ социальные и психические мозоли советского и пост-советского общества! Причем совершенно наивно вытащить, на голубом глазу, искренне веря в эти мифологемы!
Но это уже надо идти в тред "за литературку".
О, идите, анон, идите! Я там то же самое вещаю, в общем, приятно встретить единомышленника
"Живые и взрослые"
анон-тормоз
Кстати, тут анон читал тему про Катарину, там зашла речь про то, что Феншо, Дика и т.п. спровоцировали и избавились от балласта.
Анону это напомнило то, что по мере движения к коммунизму классовая борьба будет усиливаться (или как-то так, точно анон не помнит). Типо надо выявлять внутренних врагов во избежание, до того как они...
Сам жду с нетерпением.
Выйдет в издательстве АСТ. Следите за рекламой, как говорится.
На что я хочу в данном случае обратить внимание. Кузнецов - я уж не знаю, разумом или художественным чутьем - уловил одну очень существенную деталь, которую Камша пытается поймать, но всякий раз промахивается, потому что ни знания предмета, ни художественного чутья не хватает. А именно - то, что советская мифологема воспроизводит на самом деле одну из древнейших первобытных мифологем о разделении мира на две части: мир живых и мир мертвых, мир дневной, солярный, и мир ночной, лунарный, мир чистый - и мир нечистый, полный ритуальной скверны, ойкумену и варварское заграничье (потому что в первобытном обществе пришелец извне, чужак, считался пришельцем из страны мертвых). Впоследствии эта мифологема воспроизводилась уже на уровне идеологем практически везде - и в древнем Китае, и в древнем Риме, и в pax Cristiana, и в России. Но ее проявления в царской, а затем имперской России, носят очень интересный характер. И в КИтае, и в христианской Европе держались курса на неуклонное расширение "правильного" мира, римского, христианского либо китайского, имперского. Мир чужаков, варваров, подвергался пацификации, христианизации, исламизации, либо просто окультуриванию (в Китае, в Риме), после чего вчерашние "варвары" становились частью Ойкумены и уже не принадлежали к "нечистому", варварскому, чуждому миру - но уже к своему, чистому, христианскому/имперскому, упорядоченному.
А в России - то есть конкретно Московской Руси - этот миф потерпел очень интересное преобразование. Экспансию на Восток затрудняла Орда, государство-сюзерен. Экспансия на Запад была закрыта Литвой, государством равным по силе и по отношению к Москве нисколько не "варварским", а в ряде аспектов даже более цивилизованным. То есть, универсальный цивилизаторский миф давал сбой. И вот какое интересное преобразование он претерпел - сама цивилизация в московском изводе мифа была объявлена явлением нечестивым, хтоническим, неправильным. Бороду брить неправильно. Латынь, греческий и другие "нечестивые" языки изучать нехорошо. Креститься тремя пальцами - ересь. Не спать после обеда - страшное нечестие. Носить "немецкое платье" - все равно что переодеваться дьяволом. Копировать западные обычаи, включая самые разумные - безобразие. Нельзя даже задаваться вопросом, хороши они или плохи: их надо отвергать с порога. По юношам, которых при Алексее Михайловиче отдавали в полки иноземного строя, служили панихиду как по покойникам. Совершив поездку за границу, нужно было исповедоваться в этом, как в грехе. "Немецкая слобода" была ритуально нечистым местом, иностранец не мог заключить брак с русским/русской, он должен был сначала родится с качеств русского - креститься заново. Подчеркиваю: дело вовсе не в конфессиональных различиях: в пределах той же Немецкой слободы католики и протестанты свободно заключали между собой браки.
После реформы Петра эта мифилогема не померла - скорее, ушла на более глубокие уровни народного сознания. При СССР она возродилась в новой форме.
Кузнецов деметафоризует оба извода мифологемы - советски и первобытный, сливая их в одно и тем деконструируя, обнажая советский миф. Камша воспроизводит мифологему механически, причем сразу на нескольких уровнях. На более высоком есть Ожерелье миров - и есть раттоны, которые настолько нечисты, что "зараженный" ими мир приходится уничтожать (какая прелесть, правда?). На втором уровне есть мир живых и есть мертвых - причем взгляды абвениатские и эсператистские на посмертие различаются. Здесь роль хтонических существ исполняют уже не раттоны, а таинственные Изначальные твари. Наконец, есть просто неупокоенные мертвецы - выходцы - чье появление сопряжено с буквальным заражением нечистотой - все начинает гнить и разваливаться, а люди сходят с ума, воображая себя крысами. Ну и наконец, есть Талиг во вражеском окружении - наследник истинной, богоустановленной империи, ойкумены, хранимой наследниками богов - увы, растерявший прадеднюю славу.
Мифологема не консолилирует мир Кэртианы - она сама распадается под его весом.
Этот момент можно поразвивать. Потому что фронтир после распада Орды в качестве сдерживающего фактора вполне себе спокойно пошел на восток и "цивилизаторский миф" заработал. Вполне нормально "окультуривались" мордва, марийцы, другие народы поволжья. Так что тут нужно уточнять, я б так не упрощал. Запад, конечно, рассматривался в качестве чужого, неупорядоченного пространства, причем пространства, которое настолько чужое, что окультуриванию не поддается. А Восток - чужой мир, но поддающийся культурному воздействию.
Да, само собой.
Но заметим - Запад и юг тоже все время оставались зоной фронтира, земли постоянно оспаривались то у Литвы, то у новообразованной и очень агрессивной Османской империи. Но и Литва, и Османы, развивая экспансию, тоже вовсю пользовались цивилизаторским мифом. У мусульман он вообще открыто выражен в исповедании - есть Дар-уль-Харб, "земля войны", неисламизированныее варвары - и "Дар-уль-Ислам", земля мира.
Так что тут нужно уточнять, я б так не упрощал. Запад, конечно, рассматривался в качестве чужого, неупорядоченного пространства, причем пространства, которое настолько чужое, что окультуриванию не поддается.
Ну да, такой вариант "зелен виноград" - потому что на самом деле Московия ничего не могла дать Западу в плане культурного обмена. Как окультурить того кто культурней тебя?
Поэтому чай, воспринятый с Востока - напиток благой, нормальный, "православный" - а кофе, воспринятый от немцев - плохой, "бусурменский".
А теперь смотрим на наш Талиг. Багряные Земли, которые у читателя отождествляются с Востоком - они "хорошие". Гайифа и Агарис, отождествляемые с Западом, причем конкретно католическим Западом - они "плохие". Через них проходит протечка ритуальной скверны - из Агариса уходят крысы, там делается всякая мерзость, черная магия. Паона тоже вот-вот подвергнется "очистительному воздействию" - за что? А вот посмели замахнуться на "праведные земли", на Талиг, ироды.
На самом деле весьма спорный момент, степень собственной/чужой культурности очень уж зависит от точки зрения.
Вопрос еще вот в чем: в мифологическом пространстве всегда есть конкретная точка "прорыва хаоса", откуда все плохое лезет в космос. Интересно, что такой точкой прорыва хаоса во многих европейских литературных пространствах была Италия (мотивы - язычество, гонения на христиан плюс, с обратной стороны, империя завоевателей-римлян). А Агарис, по-моему, это прямая апелляция к Риму и Ватикану. Так что тут происходит наложение оппозиции православие-католицизм и традиционной европейской модели.
Ага. Которые появились в середине 19 века, когда культурный обмен наконец-то пошел в обе стороны, и Россия смогла предъявить миру не только невдолбенную духовность - но и, скажем, медицину Пирогова, математику Лобачевского и химию Менделлеева.
В 14-18 веках, о которых идет речь (и в каковой временной промежуток вписывается Талиг) такие вещи определялись предельно просто: кто куда едет учиться - киевляне в Болонью и Сорбонну или болонцы-падуанцы в Киев? Кто выписывает откуда профессоров, чтобы наладить подготовку квалифицированных церковных и государственных кадров в СГЛА - Москва из Киева или Киев из Москвы? Кто у кого заимствует методы литья пушек и покупает труды по баллистике? Кто у кого копирует вооружение и организацию? Короче говоря, кто кого догоняет в ходе модернизации?
Даже с духовностью была, извините, жопа - православный религиозный бестселлер "Невидимая брань" оказался переводом на греческий книги иезуита Лоренцо Скуполи.
Да, с Италией вы в точку попали.
А для имперской России таким местом был Питер, как ни странно.
Ну, сознанию простого среднего человека этого времени было не до модернизации, скорее о "виноград зелен" можно говорить для тех, кто жил близко от границы и с "тлетворным влиянием Запада" соприкасался. Для человека где-нибудь в Муроме или Нижнем Запад - далеко и неправда, как Африка или страна псоглавцев, зато мордва и татары - рядышком, их окультуривать можно.
А для имперской России таким местом был Питер, как ни странно.
Да в общем, не странно. Вода, море - стихия хаоса, болото - граничная территория между космосом и хаосом. Наводнения в ряде культур - прорыв хаоса, так что ничего удивительного. А еще река - как граница между миром живых и мертвых, плюс река как дорога, по которой приносит всякое.
В плане мифологем мне вот что покоя не дает: у Камши два (!) раза боги бросают мир. В ОЭ они еще и умерли. И вот анон сидел и думал, когда же до автора дойдет, что она воспроизводит основной тезис модернизма: мир, покинутый богом и утрачивающий смыл. Но, видимо, увы... А между прочим, шикарный обоснуй для того, что творится с механизмом в Кэртиане. Но для того, чтобы это осознать, надо представлять себе концепцию Бога, который самим присутствием в мире сообщает ему смысл.
Это был анон-нехристианин, на всякий случай.
И, кстати, при чём к СССР постмодернизьм Камши (от которого она старательно открещивается) - не понял тоже.
не-ТС
Что на востоке цивилизаторский миф работал, так тут никто и не спорит.
Он и на Западе работал какое-то время - когда западнорусские князья добровольно переходили под руку Москвы.
В плане мифологем мне вот что покоя не дает: у Камши два (!) раза боги бросают мир. В ОЭ они еще и умерли. И вот анон сидел и думал, когда же до автора дойдет, что она воспроизводит основной тезис модернизма: мир, покинутый богом и утрачивающий смыл. Но, видимо, увы...
Там не только боги локального мира, Кэртианы, умерли - там и вся Этерна, средоточие правильного мира, накрылась медным тазом. И в самом начале повествования нам весело сообщают, что Кэртиане в обозримом с т. з. Одинокого будущем капец. После чего десять томов рассказывают, как народ пафосно упирается за Талиг. Которому все равно капец.
И выходит, с одно
С одной стороны мы имеем эсхатологический миф, а с другой - реализацию традиционного мифа о "царстве божием" на земле в отдельно взятой стране.
И еще эсператисты пропагандируют миф о боге, который ушел погулять и не вернулся.
Какая аццкая фигня с мифологией, а...
Ага.
Зато какое точное попадание в советский извод мифологем!
Ведь не зря же книгу прочитало столько народцу и столько народу о ней холиварит. Но люди при этом не понимают, что на самом деле они холиварят о нашем времени и о себе. Я вот слежу за тредом о Катарине - там человек в открытую заявляет, что да, ради Родины можно подставлять кого угодно и как угодно. Песня и пляска. И я думаю - а что у тебя за жизнь, дорогой анон? Кого же ты так подставил, что с горячим пылом защищаешь предательство и клевету как принцип?
Э нет, там уже не за ради Родины, за ради Родины - это оправдание-прикрытие и попытка получить моральное удовлетворение за унижение ради благополучной жизни. Вот когда человек начал на полном серьезе перечислять "великие" жертвы Катарины в виде комплектов украшений и ужааааасных обоев, ситуация прояснилась. Дейстивтельно, психосоциальный феномен
Если отталкиваться от ситуации России. Фронтир идет на восток себе потихоньку, с запинками но идет. Московское княжество и прочие территории к востоку по отношению к культурным центрам - Киеву и Новгороду ощущают себя "новыми землями", немножко колониями по отношению к метрополии. Отсюда и то, что духовенство отправляют учиться в Лавру, и в Новгород торговать ездят, но, в то же время, есть потребность доказать, что мы тоже ничего, самостоятельны и независимы и лучше знаем, как нам жить в отличие от "понаехавших". И вообще догоним и перегоним, а если не перегоним, так переплюнем в хранении традиций. Так что сводить тут все исключительно к модернизации и догонянию я бы не стал, картина сложнее.
Если перекинуть историю на Талиг, анон-ТС не помнит, как там на карте соотношение старых и новых центров? Потому что странная ситуация выходит: старую столицу забросили, ну допустим из-за религиозных и прочих запретов. Но складывается ощущение, что там вообще в землях вокруг народишко повымер, а дороги, торговые пути? Как новый центр конкурирует со старым, ну вот хоть чисто "в области балета"?
А другие страны-конкуренты изображаются вообще как бывшие республики СССР: лишь бы нагадить Талигу, даже себе в ущерб.
Анон-нехристианин.
Гальтара с Олларией? никак. Одни развалины. Нет там конкуренции столиц. В принципе, смотрим на историю Европы,это и не обязательно
Честно говоря, я, гдядючи на карту, вообще не понимаю, как в этой Гальтаре могла быть столица.
Анон был не только октябренком, но и пионером и комсомольцем и, теоретически, было бы желание, успел бы и в партии немножко побывать. Так что анона некоторые озвученные здесь установки типа "Мы - ничто, Талиг - все" цепляют практически на бессознательном уровне.
Так вот отрывок из Кузнецова анона настолько четко вбросил в пионерское детство, что День Победы 30 октября показался глупой шуткой или опечаткой. Анон не филолог, что такое "мифологемы", понимает только из контекста, поэтому интересуется, вот это накрывшее его ощущение - это именно то, что ТС имел в виду? Вот эти герои-панфиловцы, все для фронта - все для победы, шпиономания, встречи с ветеранами и т.п.?
И кстати, у Кузнецова День Победы в канун Хэллоуина, сами понимаете, не случаен совершенно.
С Камшей же у меня выходит по-другому. В ряде случаев я отчетливо вижу: автор хочет, чтоб меня накрыло. А меня, сцуко, не накрывает, потому что я либо вижу, откуда ноги растут, либо автор, прямо скажем, в художественном смысле не потянул.
А накрыло меня от описания отношений Дика с Алвой, Штанцлером и Катари, потому что сильно это мне напомнило мой первый заход во взрослый рабочий колифтив и первую любоффь, и вообще близкое знакомство с дивным миром взрослых, где взаимные подсиживания под разговоры о любви, верности и дружбе - норма жизни.
Да, я это поняла, но поняла только по второму прочтению, отдышавшись и опомнившись.
Спасибо за рекламу, постараюсь не пропустить книгу.
близкое знакомство с дивным миром взрослых, где взаимные подсиживания под разговоры о любви, верности и дружбе - норма жизни.
Хм
О_о. У анонов с Кузнецовым явное взаимопонимание, но мне таки в упор не понятно, при чём канун кануна дня всех святых, явно потянутый типа христианами из какого-нибудь традиционного языческого гулянья к дате Дня Победы?!
Еще скажите, что вальпургиева ночь к первомаю имеет какое-то отношение... Нумерология и прочие мистические Числа Зверя!!!расрас? Или чтобы случайно в даты/мифологемы не попасть, нужно менять календарь?
Тот же анон, который не понял при чём СССР к Камше.
Самое непосредственное, анон
Абаснуй. Совпадение дат - еще не отношение.
Я могу предположить, хотя видел только отрывок.
Канун дня всех святых, действительно потянутый из язычества, - время разгула нечистой силы, временная точка прорыва хаоса. А заодно, день карнавала, а Карнавал, по теории Бахтина это временный слом традиционных отношений, когда все переворачивается с ног на голову, все позволено, все скрытое выплескивается, но после должно вернуться в прежнее состояние, в норму. Такой символический прорыв хаоса и победа над ним. То есть день победы 30 октября - символическая победа над хаосом, за границы нечистую силу все-таки выпихнули.
Кстати, я могу предположить, что эта победа над хаосом окажется ложной, карнавальным перевертышем.
Но прочитать анону по-прежнему очень хочется.
Анон, 1 мая было традиционным днем народных гуляний, которое коммунисты хотели приспособить для агитации и пропаганды - чтоб два раза не ходить, как говорится. Вот тут тебе пляски вокруг майского шеста - а тут тебе шествие с красными флагами.
Вы еще скажите, что и Новый год к Рождеству отношения не имеет.